Красный Яр. В гармонии с природой

Статья | 30 марта 2022 г.

На севере Приморского края в Пожарском районе живет своей жизнью удэгейское село Красный Яр – территория компактного проживания малочисленных народностей. Ехать далеко и долго, но уж очень хотелось узнать, чем и как живут удэгейцы сейчас. Для этого мы и отправились на молодежный праздник, посвященный Дню защиты детей.

Двигаясь по грунтовой дороге, наш микроавтобус сломался, остановились и две следующие в нашем же направлении машины, из них вышли люди и предложили помощь. И пока мы не смогли полноценно двигаться, никто никуда не уехал, хотя, наверное, наши помощники тоже устали от длительной дороги и спешили к месту назначения. Тут все «свои», а своих в беде не принято оставлять.

Много в дороге произошло и интересных встреч, и знакомств. Очень интересны были рассказы профессора Анатолия Фёдоровича Старцева, который уже не в первый раз едет к своим друзьям в Красный Яр. Много лет он изучал материалы по культуре, хозяйственной деятельности и общественным отношениям удэгейцев и ему было чем поделиться. Интересно сравнивать то, что написано учеными, с тем, что видишь сам, находить сходства, аналогии, обращать внимание на детали и тонкости.

Забавным оказалось знакомство с Григорием Канчугой. Надо сказать, что ехали мы вместе от самого Владивостока, до этого созванивались, собирая команду на праздник, но виделись в первый раз. Сейчас он живет во Владивостоке, а родился в Красном Яре, или, как говорят сами сельчане, на Красном Яру. Многие премудрости охотника и рыболова ему передал отец. Гриша – тот самый молодой человек, изображение лица которого можно увидеть на дереве в этнозале музея им В.К. Арсеньева, так что оказалось, что «знакомы» мы давно.

Кстати сказать, фамилия Канчуга – очень распространенная среди краснояровских удэгейцев. Даже те, у кого сейчас другая фамилия, непременно добавляют «из рода Канчуга», тогда и становится понятно, кто кому родственник. А родственники здесь практически все, поэтому очень распространены смешанные браки – с русскими, нанайцами, тазами, чукчами. Есть в роду и китайцы, татары, армяне. Но все себя считают удэгейцами.

Среди людей с такой фамилией были и шаманы. И сейчас в селе живет Светлана Канчуга, она же и кормила нас все эти дни, пока мы гостили. Принимать пищу из рук самого шамана – очень почетно, хотя, пока не проводится обряд камлания, внешне Светлану никак не отличить от всякой другой сельчанки. А вот неутомимая энергия и способность метко выразиться выдают в ней незаурядную личность. Женщина-шаман на прощании вручила каждому гостю ведерко таежного меда и вкусный ароматный хлеб.

Конечно, первое, что поражает приезжающих в Красный Яр – это сказочно красивые виды первозданной природы. Тайга и река всегда кормили удэгейцев, являясь объектами особого почитания и поклонения. Так было всегда, так есть и сейчас. Удэгеец ни за что просто ради баловства не воткнет топор в дерево, не срубит его без особой надобности, не будет стрелять зря в зверя. Все имеет свой смысл и свою особую логику, основанную на принципах анимизма, суть которого - вера в одушевленность всей природы.

Красива река Бикин – не зря ее называют дальневосточной Амазонкой. Буйство красок, восхитительные пейзажи в любое время суток. В первый день лета, пользуясь возможностью, я искупалась в реке – вода прохладная, бодрит, но очень чистая и прозрачная. И, конечно, у побережья много лодок. И оморочки, поменьше - для охоты, и умальгды, побольше - для перевозки людей и грузов. Удэгейцы, как и раньше, делают лодки сами, но в нынешнее время пользуются моторами и прочими достижениями современности. Хорошая лодка служит несколько лет.

Со связью и интернетом - проблема, ловит только один из сотовых операторов, но жизнь кипит. И это настоящая жизнь, не виртуальная, а вполне реальная. Удивительно, что в селе, где проживает около 600 жителей, построили школу на 500 мест – оптимисты! Здесь и детский сад, тут и офис национального парка «Бикин». Много площадок, и везде слышатся радостные детские голоса.

Национальный парк «Бикин» - самый молодой в Приморском крае. Сейчас разрабатываются новые маршруты, экологические тропы. Уж очень это место привлекательно для туристов. Представлены изделия народных промыслов, работают творческие коллективы национальных песен и танцев. Сейчас началось возрождение языка удэгейцев. Хотя некоторые слова распространены и сейчас: «багдыфи» – здравствуйте, «асаса» – спасибо, предметы быта, одежда, блюда национальной кухни тоже имеют свои названия.

«Тала» – сырое мясо. Нас угощали изюбрятиной. Свежее мясо подмораживают, а потом нарезают в мелкую стружку и вместе со специями подают к столу: непривычно, но вкусно. А еще удэгейцы считают: тех, кто регулярно ест талу, не кусают клещи. Вот вам и профилактика клещевого энцефалита. Для лесных людей, как называл их В.К. Арсеньев, очень актуально.

В селе очень дружная молодежь. С самого рассвета готовили площадку и инвентарь для состязаний в национальных видах спорта, работали слаженно, с энтузиазмом. Младшие учились у старших. Детки – такие же озорники, как и везде, но старших слушаются и не из страха, а из уважения.

И уже после завтрака для детей помладше был конкурс рисунка и квест - молодежь постарше взяла на себя организацию и этих мероприятий. А уже после обеда команды вышли состязаться в ходьбе на ходулях (так охотники издавна переходили снежные заносы и протоки), в метании копья, в прыжках в длину с места, перетягивании каната – каждый вид состязаний имеет практический смысл и вырабатывает важные навыки для охотника.

Особенно меня восхитила игра в «зэлиге» – в переводе «колоть тайменя». В игре участвуют 4 человека, обязательно один игрок - девушка. Надо на специальные остроги наколоть брошенную противником вязанку сена, выполняющую роль тайменя. Задача: не промахнуться, и при этом   вытеснить команду соперников со своего поля. Внешне площадка напоминает волейбольную, но имеет несколько секторов, разделенные между собой сетями. Вот так в игровой форме отрабатываются навыки рыбной ловли.

Вечером были награждение и концерт. Утешительные призы достались командам из Хабаровска и Владивостока, оно и понятно - дети асфальта. Тут недостаточно просто силы и ловкости, но важно чувствовать себя в гармонии с природой, быть терпеливым и внимательным. А этому надо либо долго учиться, либо с этим родиться.

После захода солнца нас ждали костер и дискотека. Жители села пришли аккуратные, нарядные. Никаких растянутых коленок на заношенных трико, как это, увы, часто можно наблюдать в российской глубинке.  Музыка на дискотеке, конечно, современная, танцуют все, и очень артистично. И, по традиции, задушевные посиделки у костра. С байками, воспоминаниями, планами на будущее, играми и особой атмосферой общности и единства.

Интересно наблюдать, как ведут себя удэгейцы у костра. Смотришь - поют современные песни под гитару, но костер они «кормят», задабривают Бузу – это как Зевс для древних греков. Обязательно рядом с костром должны лежать мясо, алкоголь и пампушки. К слову сказать, пьяных я там не видела, а вот пампушки удэгейцы позаимствовали у китайцев, в эти дни их напекли в невероятном количестве. И все с удовольствием пампушками угощались. И люди, и боги.

Кстати, в дни нашего пребывания при поддержке союза коренных малочисленных народов Приморского края был создан Совет молодежи, на него сейчас вся надежда.  За молодежью возрождение традиций и сохранение культурных ценностей. Молодые люди знают, что сохранять традиции надо не столько для истории, сколько для повышения самосознания наций и народностей.

Есть в селе Этнокультурный центр, при нем музей и гостиница. Центр построила община «Тигр» еще до создания национального парка. Музей особенный, здесь можно не только посмотреть, но и примерить национальную одежду, которую изготавливают местные мастерицы. По покрою мужской и женский «тэгэ» (национальный халат) мало чем отличаются. Но вот узоры на нем все расскажут и объяснят понимающему человеку, как своеобразный паспорт.

Также здесь можно помолоть кукурузную муку на настоящем жернове, попробовать себя в выделке шкур для одежды, примерить охотничий рюкзак, изготовленный из виноградной лозы, подержать в руках настоящий лук и многое другое. И очень познавательно слушать рассказы удэгейцев о себе не из учебников, а из личных впечатлений и воспоминаний.

Особый интерес приковывает уголок шамана, где хранится вся шаманская атрибутика. «Янгла» – удэгейские колокольчики, которые вешает себе на спину шаман во время проведения обряда. Все разрешается не только смотреть, но и трогать, даже бубен. Но… бить в него запрещается. Духов без причины, ради забавы беспокоить нельзя.

Череп медведя тоже есть среди амуниции шамана. По поверьям удэгейцев, человек своим происхождением обязан животным, поэтому он поклонялся своим тотемам, надеясь на покровительство и помощь. Трепетное отношение у сельчан к легенде о родстве с медведем: они верят, что человек хотя бы изредка должен общаться с духом своего предка.

Особым поклонением у удэгейцев пользуется тигр – «кути мафа». Его считают человеком другого рода, понимающим человеческий язык, но признают его превосходство в ловкости и силе. Убивать тигра и есть его мясо запрещалось всегда, даже нельзя его имя произносить вслух. Зато изображение красавца-тигра можно увидеть везде – в узорах, вышивках, орнаментах.  И, конечно, на сувенирах и предметах народных промыслов, которые могут купить в Центре туристы.

Мы покидаем Красный Яр, наполненные впечатлениями и размышлениями об удивительном народе удэге. И радуемся тому, что есть еще места на земле, где природа с любовью щедро делится с человеком своими богатствами. Важно помнить: сколько ты взял, столько и надо вернуть, иначе нарушится баланс в природе. Я обращаюсь с особой благодарностью к моим друзьям-удэгейцам, которые пригласили меня в гости, и к новым друзьям, которые появились за время этого удивительного путешествия. До новых встреч!

Текст и фото: Антонина Михайловна Валькова,
член секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО - ОИАК