История, культура и быт.

История

Уссурийские нанайцы, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, проживали в стойбищах, располагавшихся на реках Иман (Большая Уссурка), Бикин, Даубихэ (Лрсеньевка), Ула-хэ (Уссури), Ното (Журавлёвка), Баку (Малиновка) и др. В этот период численность нанайцев составляла 343 человека; в Южно- Уссурийском округе проживало 134 нанайца. Их родовые наименования послужили осно¬вой для образования современных фамилий: Актанка, Дункай, Маринка, Соянка, Уза, Ук- суми, Фосхар, Хэзэрэ и др.

К 1932 году немногочисленные группы уссурийских нанайцев были переселены в сёла Нижний Красный Перевал, Верхний Перевал, частично - в удэгейские Сяин и Олон. Переписью 1957 года в Приморье было учтено 289 нанайцев. В этом же году многие нанайцы переселились в новый посёлок Красный Яр. Здесь они проживают совместно с удэгейцами и другими представителями коренных малочисленных народов. Это обусловило не только совместную хозяйственную деятельность, но в ряде случаев привело к перемене этнической самоидентификации. Так, известные удэгейские деятели культуры - писатель Николай Дункай и художник Иван Дункай из поселка Красный Яр - являются прямыми потомками уссурийских нанайцев.

Хозяйственная деятельность

Хозяйство уссурийских нанайцев было комплексным, основанным на охоте, рыболовстве и собирательстве, но в силу местной специфики ведущую роль в хозяйстве нанайцев играло не рыболовство, а охота на пушного и мясного зверя. Рыболовство занимало вторую по значимости позицию. В реках и протоках Уссури добывали ленка, хариуса, щуку, тайменя, главным объектом промысла были лососевые - сима, горбуша, летняя и осенняя кета. Эти виды рыб заготавливались впрок в большом количестве разными способами - вяления, копчения, квашения. При ловле рыбы нанайцы использовали различные орудия - колющие (гарпуны, остроги), крючковые (перемёты), ловушки (запоры, морды, заездки, мережи), сети (неводы, сети ставные и сплавные). Большое значение имел также сбор таёжных дикоросов - ягод, - женьшеня, других лекарственных растений.

Основным средством передвижения у нанайцев были лодки (дощатые, долбленые, берестяные), зимой - лыжи, подклеенные мехом, и нарты. До первой четверти XX века нанайцы занимались обработкой дерева, бересты, кости, используя их для изготовления различной утвари. Особенно у нанайцев было развито кузнечное дело, производство из железа орудий для охоты и рыболовства. В постройке лодок, в изготовлении различного вида нарт, лыж, деревянной утвари нанайцы - мастера высокого класса. Металл, дерево, кость обрабатывали мужчины. Женщины занимались выделкой звериных и рыбьих кож, изготовлением ниток и рыбьего клея, шитьем одежды, обуви, головных уборов, вышивкой, плетением корзинок и циновок, изготовлением берестяной посуды.

Ещё до революции 1917 года нанайцы Южно-Уссурийского округа были приобщены к огородничеству. Кроме разных овощей нанайцы засевали табак, который курили не только мужчины, но и женщины, и дети. В советский период огородничество получило широкое распространение. В наши дни почти все семьи нанайцев имеют огороды, на которых выращивают картофель и овощи. Так же, как и сельчане-славяне, нанайцы держат домашний скот и птицу.

Жилище

Традиционные стойбища нанайцев были небольшими, состояли из жилых и хозяйственных построек. Последние были представлены свайными амбарами, вешалами для сушки рыбы и рыболовных сетей. Нанайцы вели оседлый образ жизни и жили в глинобитных домах с кановой системой отопления, схожих с китайскими фанзами. Усадьбы нанайцев располагались вдоль высоких берегов рек, чтобы их не топило водой во время весенней распутицы и сильных дождей. В летнее время нанайцы переходили из постоянных жилищ в летние - из камыша или бересты. В XX веке фанзы стали заменять на типовые рубленые дома русского типа.

Одежда

Одежда нанайцев была повседневной, промысловой, свадебной, погребальной, ритуальной, должностной. Различаясь по сезонам года как у мужчин, так и у женщин, одежда состояла из верхних и нижних Халатов, украшенных разноцветными узорами, а у женщин - погремушками и ракушками, штанов, ноговиц, нарукавников, наушников и рукавиц. Головным убором служила шляпа из бересты, зимой - меховая шапка. Обувь делали из кожи кабана, сохатого или изюбра. Детская одежда отличалась лучшей выделкой, имела различные обереги и ритуальные украшения.

Мужчины заплетали волосы на голове по-китайски, в одну косу; женщины - на две косы, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Женщины носили в ноздрях одну или насколько серебряных сережек, в ушах серьги, обыкновенно с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и мужчины - серебряные или железные браслеты и серебряные или костяные кольца.

 

Верования, традиция, культура.

В основе религиозных воззрений нанайцев лежал шаманизм. Часть тех, кто находился под влиянием китайцев, относила себя к буддистам. Во второй половине XIX века, с включением в систему Российского государства, коренные малочисленные народы, в том числе и нанайцы, стали принимать православное крещение и получать при рождении русские имена. Однако, считаясь христианами, в повседневной практике они продолжали придерживаться традиционных верований в духов и хозяев природы. Тотемистические воззрения проявлялись в особом отношении к таким животным, как медведь и тигр. Большинство нанайцев считали своим далёким предком медведя, а представители рода Актанка - тигра. Только мужчина под руководством шамана мог изготовить сэвэна – скульптуру для религиозных ритуалов, олицетворяющую духа-исцелителя, духа-божество, духа-хозяина (или духов-хозяев) местности, воды и тайги.

Нанайцы жили большими семьями, в основном по признаку кровного родства или брачных уз, члены семьи были связаны взаимопомощью. Сыновья не разделялись до смерти отца. После его смерти главою семейства становился старший брат. Умершего укладывали в кедровый гроб, хоронили неглубоко в земле.

Во время поминок в фанзе на почетном месте раскладывали все вещи покойного, и ежедневно на это место ставили пищу и втыкали зажженную трубку с табаком.

Ещё в середине XX века старшее поколение уссурийских нанайцев говорило на своём диалекте, сохраняло этнические традиции декоративно-прикладного искусства, помнило многие образцы устного творчества - сказки, предания, анекдоты-новеллы, песни, прибаутки, загадки. Со второй половины XX века начались активные ассимиляционные процессы, которые изменили не только языковую ситуацию среди нанайцев, перешедших на русский язык, но и повлияли на этнокультуру в целом.

Из сб.: Народы Приморского края:
иллюстрированный историко-этнографический справочник. спец. вып.:
Приморье: народы, религии, общество. - Владивосток , 2016.