Смотри по теме:
Удэгейцы имеют богатый фольклор, музыкальную культуру и декоративно-прикладное искусство. Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Исторические, родовые, бытовые и другие познавательные рассказы отражают реальные события истории удэгейцев.
Музыкальный инструментарий удэгейцев разнообразный: бубны, флейты, свирели, свистки, пищалки, однострунные скрипки, погремушки, кункай и др. Музыкальные инструменты использовались в быту в зависимости от жизненной ситуации или обрядовых действий. Под звуки флейт и свирелей разных конструкций проводились обрядовые, ритуальные и бытовые танцы. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Участники танцев имитировали движение зверей. Коллективные игровые танцы устраивались не только во время шаманских камланий, в честь удачных промыслов, но и служили целям воспитания молодёжи и сплочения родового коллектива. Танцы устраивали по случаю удачной охоты. Каждый охотник, добыв медведя, устраивал так называемый медвежий праздник (таласиини). В обряде участвовали только мужчины.
Изобразительное искусство удэгейцев известно в виде узора, орнамента, деревянной скульптуры и сюжетного рисунка. Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получило женское искусство - вышивки узоров и орнаментов на цветных тканях, рыбьей коже и замше, тиснение на бересте; мужское искусство связывается с обработкой твердых материалов – дерева, кости, металла. Удэгейские мастера создавали ритуальные скульптуры больших и малых форм (фигурки тигра, собаки, человека, птицы и др.), украшали резьбой предметы материального быта (столики для еды и разделки мяса и рыбы, поварешки, кроильные доски, палки для накомарников), рукоятки орудий труда (шилья, перемычки в оморочках, весла и др.).
Смотри по теме:
Основу традиционного мировоззрения удэгейцев составлял анимизм. Весь мир они делили на три уровня: мир неба, земной мир и подземный мир. В каждом из этих миров есть свои хозяева и их помощники - добрые и злые духи. Хозяином Вселенной является небесный правитель (бог) Эндури и его ближайшие помощники: Тагу Мама - хранитель душ людей и зверей, старик Чинихе - управляющий погодой, Ганихи - хозяин моря и рек, Онку - хозяин лесов и гор. Самым независимым и сильным является хозяин огня Пудзя, который снабжает человека теплом и удачей в промыслах.
К категории злых существ относится человекоподобное существо Амба со своим помощником Огдзё - птицей с железным оперением, летающей с быстротой мысли по всему свету.
Наряду с анимизмом у удэгейцев наблюдаются тотемические воззрения. Удэгейцы считают, что древним предком человека является медведь, а тигр - почетный сородич, поэтому эти звери вписаны в пантеон священных животных. В их честь совершались обряды поклонения и отдавались разные почести. Культ тигра был характерен для народов Южной Азии, а культ медведя был распространен у народов, проживавших в Сибири, Приамурье и Приморье. Одновременное обожествление этих зверей свидетельствует о сложных процессах этногенеза (происхождения) удэгейского этноса.
Посредником между людьми и хозяевами Природы выступал шаман. Стать шаманом мог не каждый человек, а только тот, кто обладал гипнотическими способностями. Удэгейские шаманы были трех категорий: начинающий или слабый шаман (нича самани), обычный шаман (самани) и большой или сильный шаман (сагди самани). Начинающий шаман лечил легкие простудные заболевания и головные боли. Средний шаман мог лечить болезни, связанные с нарушением психики человека. Наибольшую популярность имел сагди самани, обладавший сверхъестественными способностями.
Смотри по теме:
Бытовые обряды и обычаи удэгейцев подразделяются на промысловые и семейные обряды. Из них в жизни продолжает сохраняться промысловая и похоронно-поминальная обрядность. В настоящее время из семейной обрядности полностью исчезли традиционные формы брака - обмен детьми, выкуп женщины за тори (калым), левиратный брак (брак вдовы с братом умершего), многоженство и др. Со второй половины XX столетия семья создается только моногамная и по взаимному согласию между мужчиной и женщиной.
По обычаю удэгейцев говорить о предстоящем рождении ребенка запрещалось, чтобы об этом не узнал злой дух Огдзё. Чтобы ребенок не умер, запрещалось рожать в общем жилище. Для роженицы за неделю до родов в сотне метров от жилья строился специальный шалаш (ятау кава), в котором женщина рожала и жила с ребенком от 10 до 30 дней. После
этого карантина женщина переходила в общее жилище и занимала отдельное место поближе к огню.
Погребальные обряды (бугаса) в зависимости от причины смерти имели свои особенности, которые неукоснительно соблюдались при похоронах. У удэгейцев существовали подземные, наземные и надземные или «воздушные» захоронения. Удэгейцы считали, что нарушение похоронного обряда могло привести к новым смертям.
Смотри по теме:
Удэгейцы - непревзойденные охотники. Охотой занимались с 12 лет и до глубокой старости. Снаряжение охотника составляли лук (бэи), стрелы (тада бэи), копье (гида), большой нож на длинной ручке (хокдо) и носилки (сына или ханами) для переноски тяжестей, а также лыжи, нарты. Охотились удэгейцы почти круглый год, но запрещалось убивать зверя больше, чем это нужно для семьи на ближайшее время. Удэгейцы в совершенстве владели различными приемами охоты (преследование по глубокому снегу, при помощи ловушек, установки петель и пр.). С середины XIX века удэгейцы стали охотиться с помощью фитильных ружей (меуса), которые выменивали у маньчжурских торговцев. Удэгейцы, готовясь к началу промысла, плели сетки, делали стрелы, чинили нарты, шаманили и просили у хозяина тайги удачи. Охота на пушного зверя (соболя, белку) широко практиковалась с 70-80-х годов XIX века с появлением скупщиков пушнины.
В советское время, начиная с 1939 года, лучшие охотники принимали участие во Всесоюзных сельскохозяйственных выставках (ВСХВ) и Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), проводимых в Москве. За свой труд награждались орденами и медалями.
Рыболовство имело большее значение для самаргинских и приморских удэгейцев. Удэгейцы ловили кету (дава), тайменя (дзэли - хор.ф ленка (дзауна - бик.ф сазана (кактехе - бик.ф хариуса (нъюгуса - бик.) и другую рыбу. Важным временем для рыбалки был сентябрь и октябрь, когда в реки на нерест заходила кета.
Сельское хозяйство для удэгейцев - новый вид деятельности. Приобщение к земледелию удавалось с большим трудом. Значительные результаты в развитии сельского хозяйства были у иманских удэгейцев, успешно занимавшихся животноводством и растениеводством. За ежегодные высокие урожаи сои колхозники артели «Красный удэгеец» неоднократно принимали участие в ВСХВ. В советский период произошли значительные социально-эконо-мические и культурные изменения.
Все национальные колхозы в 1960-е годы были реорганизованы в госпромхозы, повсе-местно ПОЯВИЛИСЬ кадры национальной интеллигенции: учителя, врачи, бухгалтеры, ученые.
Традиционные поселения удэгейцев состояли из нескольких жилых построек и свайных амбаров.
Традиционные летние и зимние жилища удэгейцев по внешнему виду напоминали двускатные шалаши, сооружённые из легких жердей и берестовой коры. Отапливалось такое жилище очагом (костром), расположенным в центре. Дым от огня выходил через дымовое отверстие, оставленное в крыше.
Рядом с жилым сооружением ставились хозяйственные постройки - амбары, вешала для юколы и другие хозяйственные приспособления. Простота устройства жилых и промысловых шалашей удэгейцев соответствовала их полукочевому быту. Селения удэгейцев были малочисленными и разбросаны на десятки километров.
Ритуальные постройки (кумирни, родильные шалаши, погребальные домики) бытовали у удэгейцев всех территориальных групп. В конце XIX века у удэгейцев стали появляться китайские фанзы и полуземлянки, а в XX столетии – рубленые дома русского типа.
Смотри по теме:
Питание удэгейцев определялось сезоном: с конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища, с начала сентября - мясо диких зверей, птиц и рыба. В октябре мясо почти полностью вытеснялось красной рыбой.
С середины лета бикинские и болыпеуссуркские удэгейцы наряду с рыбой и мясом употребляли овощи. Удэгейцы собирали черемшу (содой), дикий лук (дасухта), дикий чеснок (зызокто - бик.ф разные коренья, травы, ягоды и т. д. С декабря до весны включительно основным продуктом питания вновь становилось мясо диких животных.
В годы Советской власти и постсоветский период состав питания существенно изменился. Основу современной пищи составляют как покупные продукты, так и из подсобных хозяйств.
Традиционные средства передвижения - оморочки и баты - лодки-долбленки являются характерными для всех территориальных групп удэгейцев. Передвигались лодки при помощи шестов и весел. Начиная с 60-х годов XX столетия традиционные лодки постепенно вытеснялись моторными типа «Казанка» и др.
Зимой вместо лодок использовались лыжи и нарты. Ими пользовались охотники и рыбаки при ходьбе по глубокому снегу и перевозке грузов. В настоящее время в быту охотников преобладают мотосани, а из традиционных средств передвижения продолжают сохраняться только оморочки, нарты и лыжи.
На территории Приморского края зарегистрированы 23 некоммерческие организации, объединяющие коренные малочисленные народы Приморья, в том числе, удэгейцев. Среди них - 15 общин, 7 общественных организаций, 1 союз. Деятельность организаций направлена на сохранение и развитие культуры коренных малочисленных народов, традиционных видов хозяйствования (охоты, рыболовства, сбора дикоросов), экологического и охотничьего туризма.
В селе Красный Яр Пожарского района создан и работает этнокультурный центр. В его структуру входят музей под открытым небом - стойбище удэге, этнографический музей, сувенирно-пошивочный и столярный цеха, экологический кружок, ансамбль удэгейского танца «Агдайми» («Радость»).