История, культура и быт.

Содержание:

История удэгейского народа

Удэгейцы - один из тунгусо-маньчжурских народов. Их численность в России по переписи 2010 года составляет 1,7 тыс. человек, в Приморском крае — 793 человека. Удэгейский язык относится к амурской группе тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В 1930-е годы для удэгейского языка была разработана письменность на основе латинского алфавита. Сейчас удэгейцы в основном говорят на русском языке. В Приморском крае удэгейцы компактно проживают в селах Красный Яр и Олон Пожарского района, Агзу Тернейского района, Рощино и других населенных пунктах Красноармейского района.
Вконце XIX века у удэгейцев было множество родов, объединенных в восемь территориальных групп: анюйские (унинка), курурмийские (самоназвание не установлено), хорские (хункэ) и хунгарийские (хунгакэ) удэгейцы в Хабаровском крае; в Приморском крае проживали бикинские (бикинка), болынеуссуркские (иманка), самаргинские (самаргинка) и приморские (намунка). Удэгейцы каждой территориальной группы подчинялись своему выборному старшине и жили по своим обрядам и обычаям. Такая форма управления сохранялась вплоть до установления Советской власти. К наиболее многочисленным фамилиям сегодня относятся бывшие родовые названия: Кялундзига, Канчуга, Кимонко, Пеонка, Суляндзига, Суанка, Кукчинка, Сигдэ, Геонка, Каза, Камандзига и др.
В 1932 году среди аборигенов Приморья начался процесс коллективизации. Среди бикинских удэгейцев в с. Олон образовался колхоз им. Смидовича, в с. Метахезе (Красный Яр) - колхоз им. XVII партсъезда (в 1950 году сельскохозяйственные колхозы объединились в артель «Охотник»), у иманских удэгейцев появилась сельскохозяйственная артель «Красный удэгеец» (с 1956 года - колхоз им. XX съезда КПСС», с 1959 - колхоз им. В. К. Арсеньева), у самаргинских образовалось рыболовецкое хозяйство «Сихотэ-Алинский колхозник» (с 1957 года - колхоз «Сихотэ-Алинский охотник»). Функционирование и развитие колхозов в среде аборигенного населения не противоречило их принципу «один за всех, все за одного» и обычаям всеобщего равенства и коллективизма. Поэтому, когда началась Великая Отечественная война, удэгейцы откликнулись на призыв Советского правительства встать на защиту СССР.
В боях с врагами Советского Союза приняли участие около 20% удэгейского населе-ния. Удэгейцы воевали не только на западном фронте, но и защищали социалистическое отечество от японцев на восточном. Во время военных действий с японцами особо отличились удэгейцы-разведчики из батальона разведки 88-й отдельной Дальневосточной бригады, которые добывали важные сведения для советского командования. За проявленную смекалку и смелость в тылу врага многие удэгейцы были награждены орденами и медалями Советского государства. 

Смотри по теме:

  1. Кормушин, И.В. «Удыхейский (удыгейский) язык.»
  2. Иманские удэгейцы
  3. Трансформация военной подготовки  тунгусо‐маньчжуров в физическую  культуру и спорт  (по материалам середины ХlX ‐XX вв.)

Культура

Удэгейцы имеют богатый фольклор, музыкальную культуру и декоративно-прикладное искусство. Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Исторические, родовые, бытовые и другие познавательные рассказы отражают реальные события истории удэгейцев.

Музыкальный инструментарий удэгейцев разнообразный: бубны, флейты, свирели, свистки, пищалки, однострунные скрипки, погремушки, кункай и др. Музыкальные инструменты использовались в быту в зависимости от жизненной ситуации или обрядовых действий. Под звуки флейт и свирелей разных конструкций проводились обрядовые, ритуальные и бытовые танцы. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Участники танцев имитировали движение зверей. Коллективные игровые танцы устраивались не только во время шаманских камланий, в честь удачных промыслов, но и служили целям воспитания молодёжи и сплочения родового коллектива. Танцы устраивали по случаю удачной охоты. Каждый охотник, добыв медведя, устраивал так называемый медвежий праздник (таласиини). В обряде участвовали только мужчины.

Изобразительное искусство удэгейцев известно в виде узора, орнамента, деревянной скульптуры и сюжетного рисунка. Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получило женское искусство - вышивки узоров и орнаментов на цветных тканях, рыбьей коже и замше, тиснение на бересте; мужское искусство связывается с обработкой твердых материалов – дерева, кости, металла. Удэгейские мастера создавали ритуальные скульптуры больших и малых форм (фигурки тигра, собаки, человека, птицы и др.), украшали резьбой предметы материального быта (столики для еды и разделки мяса и рыбы, поварешки, кроильные доски, палки для накомарников), рукоятки орудий труда (шилья, перемычки в оморочках, весла и др.).

Смотри по теме:

  1. Огрызко В. В. «Удэгейская литература».
  2. Легенды коренного населения Приморья в произведениях И. У. Басаргина
  3. Инвариант и трансформация в текстах И. У. Басаргина
  4. Дункай И. И. Выставка картин.

Традиционные верования

Основу традиционного мировоззрения удэгейцев составлял анимизм. Весь мир они делили на три уровня: мир неба, земной мир и подземный мир. В каждом из этих миров есть свои хозяева и их помощники - добрые и злые духи. Хозяином Вселенной является небесный правитель (бог) Эндури и его ближайшие помощники: Тагу Мама - хранитель душ людей и зверей, старик Чинихе - управляющий погодой, Ганихи - хозяин моря и рек, Онку - хозяин лесов и гор. Самым независимым и сильным является хозяин огня Пудзя, который снабжает человека теплом и удачей в промыслах.

К категории злых существ относится человекоподобное существо Амба со своим помощником Огдзё - птицей с железным оперением, летающей с быстротой мысли по всему свету.

Наряду с анимизмом у удэгейцев наблюдаются тотемические воззрения. Удэгейцы считают, что древним предком человека является медведь, а тигр - почетный сородич, поэтому эти звери вписаны в пантеон священных животных. В их честь совершались обряды поклонения и отдавались разные почести. Культ тигра был характерен для народов Южной Азии, а культ медведя был распространен у народов, проживавших в Сибири, Приамурье и Приморье. Одновременное обожествление этих зверей свидетельствует о сложных процессах этногенеза (происхождения) удэгейского этноса.

Посредником между людьми и хозяевами Природы выступал шаман. Стать шаманом мог не каждый человек, а только тот, кто обладал гипнотическими способностями. Удэгейские шаманы были трех категорий: начинающий или слабый шаман (нича самани), обычный шаман (самани) и большой или сильный шаман (сагди самани). Начинающий шаман лечил легкие простудные заболевания и головные боли. Средний шаман мог лечить болезни, связанные с нарушением психики человека. Наибольшую популярность имел сагди самани, обладавший сверхъестественными способностями.

Смотри по теме:

  1. Арсеньев, В.К. «Лесные люди удэхейцы» (стр 32-47);
  2. Старцев, А.Ф. «Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе Основные данные»;
  3. Подмаскин, В.В. «Духовная культура удэгейцев ХIХ-ХХ вв.»

Обряды и обычаи

Бытовые обряды и обычаи удэгейцев подразделяются на промысловые и семейные обряды. Из них в жизни продолжает сохраняться промысловая и похоронно-поминальная обрядность. В настоящее время из семейной обрядности полностью исчезли традиционные формы брака - обмен детьми, выкуп женщины за тори (калым), левиратный брак (брак вдовы с братом умершего), многоженство и др. Со второй половины XX столетия семья создается только моногамная и по взаимному согласию между мужчиной и женщиной.

По обычаю удэгейцев говорить о предстоящем рождении ребенка запрещалось, чтобы об этом не узнал злой дух Огдзё. Чтобы ребенок не умер, запрещалось рожать в общем жилище. Для роженицы за неделю до родов в сотне метров от жилья строился специальный шалаш (ятау кава), в котором женщина рожала и жила с ребенком от 10 до 30 дней. После

этого карантина женщина переходила в общее жилище и занимала отдельное место поближе к огню.

Погребальные обряды (бугаса) в зависимости от причины смерти имели свои особенности, которые неукоснительно соблюдались при похоронах. У удэгейцев существовали подземные, наземные и надземные или «воздушные» захоронения. Удэгейцы считали, что нарушение похоронного обряда могло привести к новым смертям.

Смотри по теме:

  1. Арсеньев, В.К. «Лесные люди удэхейцы» (стр 17-31);

Хозяйственная деятельность

Удэгейцы - непревзойденные охотники. Охотой занимались с 12 лет и до глубокой ста­рости. Снаряжение охотника составляли лук (бэи), стрелы (тада бэи), копье (гида), боль­шой нож на длинной ручке (хокдо) и носилки (сына или ханами) для переноски тяжестей, а также лыжи, нарты. Охотились удэгейцы поч­ти круглый год, но запрещалось убивать зверя больше, чем это нужно для семьи на ближай­шее время. Удэгейцы в совершенстве владели различными приемами охоты (преследование по глубокому снегу, при помощи ловушек, установки петель и пр.). С середины XIX века удэгейцы стали охотиться с помощью фитиль­ных ружей (меуса), которые выменивали у маньчжурских торговцев. Удэгейцы, готовясь к началу промысла, плели сетки, делали стрелы, чинили нарты, шаманили и просили у хозяина тайги удачи. Охота на пушного зверя (соболя, белку) широко практиковалась с 70-80-х годов XIX века с появлением скупщиков пушнины.

В советское время, начиная с 1939 года, лучшие охотники принимали участие во Все­союзных сельскохозяйственных выставках (ВСХВ) и Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), проводимых в Москве. За свой труд награждались орденами и медалями.

Рыболовство имело большее значение для самаргинских и приморских удэгейцев. Удэ­гейцы ловили кету (дава), тайменя (дзэли - хор.ф ленка (дзауна - бик.ф сазана (кактехе - бик.ф хариуса (нъюгуса - бик.) и другую рыбу. Важным временем для рыбалки был сентябрь и октябрь, когда в реки на нерест заходила кета.

Сельское хозяйство для удэгейцев - новый вид деятельности. Приобщение к земледелию удавалось с большим трудом. Значительные результаты в развитии сельского хозяйства были у иманских удэгейцев, успешно занимав­шихся животноводством и растениеводством. За ежегодные высокие урожаи сои колхозники артели «Красный удэгеец» неоднократно принимали участие в ВСХВ. В советский период произошли значительные социально-эконо-мические и культурные изменения.

Все национальные колхозы в 1960-е годы были реорганизованы в госпромхозы, повсе-местно ПОЯВИЛИСЬ кадры национальной интеллигенции: учителя, врачи, бухгалтеры, ученые.

Жилище

Традиционные поселения удэгейцев состояли из нескольких жилых построек и свайных амбаров.

Традиционные летние и зимние жилища удэгейцев по внешнему виду напоминали двускатные шалаши, сооружённые из легких жердей и берестовой коры. Отапливалось такое жилище очагом (костром), расположенным в центре. Дым от огня выходил через дымовое отверстие, оставленное в крыше.

Рядом с жилым сооружением ставились хозяйственные постройки - амбары, вешала для юколы и другие хозяйственные приспособления. Простота устройства жилых и промысловых шалашей удэгейцев соответствовала их полукочевому быту. Селения удэгейцев были малочисленными и разбросаны на десятки километров.

Ритуальные постройки (кумирни, родильные шалаши, погребальные домики) бытовали у удэгейцев всех территориальных групп. В конце XIX века у удэгейцев стали появляться китайские фанзы и полуземлянки, а в XX столетии – рубленые дома русского типа.

Смотри по теме:

  1. Арсеньев, В.К. «Лесные люди удэхейцы» (стр 5-16);

Пища

Питание удэгейцев определялось сезоном: с конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища, с начала сентября - мясо диких зверей, птиц и рыба. В октябре мясо почти полностью вытеснялось красной рыбой.

С середины лета бикинские и болыпеуссуркские удэгейцы наряду с рыбой и мясом употребляли овощи. Удэгейцы собирали черемшу (содой), дикий лук (дасухта), дикий чеснок (зызокто - бик.ф разные коренья, травы, ягоды и т. д. С декабря до весны включительно основным продуктом питания вновь становилось мясо диких животных.

В годы Советской власти и постсоветский период состав питания существенно изменился. Основу современной пищи составляют как покупные продукты, так и из подсобных хозяйств.

Средства передвижения

Традиционные средства передвижения - оморочки и баты - лодки-долбленки являются характерными для всех территориальных групп удэгейцев. Передвигались лодки при помощи шестов и весел. Начиная с 60-х годов XX столетия традиционные лодки постепенно вытеснялись моторными типа «Казанка» и др.

Зимой вместо лодок использовались лыжи и нарты. Ими пользовались охотники и рыбаки при ходьбе по глубокому снегу и перевозке грузов. В настоящее время в быту охотников преобладают мотосани, а из традиционных средств передвижения продолжают сохраняться только оморочки, нарты и лыжи.

Современная самобытность

На территории Приморского края зарегистрированы 23 некоммерческие организации, объединяющие коренные малочисленные народы Приморья, в том числе, удэгейцев. Среди них - 15 общин, 7 общественных организаций, 1 союз. Деятельность организаций направлена на сохранение и развитие культуры коренных малочисленных народов, традиционных видов хозяйствования (охоты, рыболовства, сбора дикоросов), экологического и охотничьего туризма.

В селе Красный Яр Пожарского района создан и работает этнокультурный центр. В его структуру входят музей под открытым небом - стойбище удэге, этнографический музей, сувенирно-пошивочный и столярный цеха, экологический кружок, ансамбль удэгейского танца «Агдайми» («Радость»).

Из сб.: Народы Приморского края:
иллюстрированный историко-этнографический справочник. спец. вып.:
Приморье: народы, религии, общество. - Владивосток , 2016.